МЕДИЦИНСКАЯ ИНТЕРНЕТ-КОНСУЛЬТАЦИЯ

Общая хирургия, гнойная хирургия, детская хирургия, травматология и ортопедия, урология, проктология, флебология, донорство, переливание крови и другие специальности хирургического профиля

Сайт создан на базе 7-и летнего опыта работы автора по консультированию пациентов сайта www.consmed.ru, по материалам ответов на более чем 40.000 вопросов по различным хирургическим специальностям. Оставив адрес сайта в закладках своего компьютера, Вы всегда будете иметь своего домашнего врача.

ОСОБЕННОСТИ ДИАГНОСТИКИ БОЛЕЗНЕЙ



Последнее время, все чаще и чаще я сталкиваюсь с ситуацией, когда пациент глубоко страдает "от большого ума". А причина этих страданий заключается в том, что пациент плохо себе представляет процесс диагностики болезней. Ему кажется, что стоит пройти обследование на сложном аппарате и в его здоровье не должно оставаться никаких неясных вопросов. Раньше считалось, что "рентген видит все", т.е. "сильнее кошки зверя нет!". Теперь рентген стал не в моде, появились ультрозвуковая диагностика (УЗИ), компьютерная томография (КТ) и ядерно-магнитно-резонансная томография (ЯМРТ). Все больше и больше пациентов, движимые банальным любопытством и "заботой" о состоянии своего здоровья считают, что врачи ему ни к чему, если есть такие замечательные и умные аппараты. У самого имеется высшее образование, да плюс Интернет, который ответит на любой вопрос, разберусь как-нибудь сам. К чему маяться в очередях в поликлинике в ожидании приема у врача!? А организовать обследование для себя в настоящее время более, чем просто: за Ваш счет - любые услуги и обследования. К сожалению, так не происходит. В результате этого заблуждения, пациент попадает в ловушку, а люди особо мнительные, с неустойчивой, тревожно-мнительной психикой, приобретают тяжелый недуг, которого не было до таких "проверок" собственного здоровья. И причин такого заблуждения мне видится две.
Первая ошибка пациента: по имеющимся симптомам самому поставить себе диагноз, призвав на помощь Интернет. Вторая ошибка: анализы и аппаратные исследования покажут все. Общий ошибочный вывод - вполне можно лечиться самому.
Уважаемые пациенты! 

Да будет Вам известно, что даже заболевшему врачу не рекомендуется лечить самого себя, не говоря уже о пациенте, вообще далеком от медицинских знаний. Проявляя повышенный, зачастую нездоровый интерес к медицинской информации, пациент начинает все чаще и чаще замечать, что большинство симптомов есть у него. Развивается так называемая "болезнь студентов-медиков III курса": признаки всех прочитанных заболеваний у меня есть, информация как с меня списанная. Студент-медик, пополняя медицинскую информацию каждый день, в конце-концов приходит к мысли, что этого просто не может быть и успокаивается. Пациент, зацепившись за какую-то одну болезнь и развивая о ней знания начинает страдать этой болезнью. Причем, на приеме у врача будет профессионально выдавать ее симптомы столь убежденно, что разобраться с таким пациентом бывает очень не просто.
И во втором случае, пациент, получая заключение, скажем УЗИ, не может его интерпретировать и даже явная норма ему кажется серьезным заболеванием чуть ли не катастрофой. За  примером далеко ходить не надо. Все врачи УЗИ, исследуя печень и желчный пузырь, чуть ли не первой строчкой своего заключения пишет: "Желчный пузырь грушевидной формы с перегибом в области шейки..." У пациента, прочитавшего это, глаза становятся круглые, а как же иначе, перегиб!, чуть ли не уродство! Болезнь готова. А между тем, все это совершеннейшая норма и другой формы желчный пузырь просто не бывает ни у кого.
Все это у пациентов с лабильной психикой формирует функциональное расстройство нервной системы (невроз) который доводит пациента буквально до нервного истощения. А трагизм этого положения еще усиливается тем, что при всей яркости и разнообразии жалоб пациента никаких изменений никто и нигде не находит, включая все известные дополнительные методы исследования. А пациент, между тем, серьезно страдает и зачастую, без профессиональной помощи психоневролога, обойтись бывает просто не возможно. А причина одна: никогда и ни при каких обстоятельствах пациент не может адекватно оценить свои ощущения и данные дополнительных методов обследования, Для этого, кроме медицинского образования, требуется еще и практический опыт, который ни с каким другим образованием не дается. Не помешает при этом и элементарная мудрость врача
Из данной статьи предлагаю сделать следующие выводы:
1. Медицинская информация не всегда бывает полезной для здоровья и пользоваться ею следует с большой осторожностью, а лицам с неустойчивой психикой, тревожно-мнительным характером лучше вообще отказаться от такого самообразования;
2. Поведение пациента всегда, во всех случаях, во все времена было, есть и должно быть однозначным: почувствовав признаки болезни - визит к врачу (а не поиск дополнительных обследований или информации в Интернете по собственному диагнозу) и подробный рассказ врачу (своими словами, исключая медицинские термины, толкование которых пациенту достоверно не известно) о своих ощущениях. Именно врач составит программу обследования и он же интерпретирует результаты этого обследования, что выльется в достоверный диагноз и эффективное лечение. Стремление сократить этот путь к истине нечего хорошего пациенту не сулит.
3. Любая "проверка" здоровья должна начинаться и кончаться врачом, а не диагностическим  исследованием. Без участия врача такие обследования не обоснованы, не результативны, дорого обходятся здравоохранению при минимальной пользе и даже вреде для пациента;
3. Многие пациенты, при обращении за заочной консультацией, представляют голые результаты каких-то исследований и просят то ли расшифровать их, то ли поставить диагноз. Это не возможно!!! Это даже опасно, поскольку сделанные в таких ситуациях выводы могут не иметь никакого отношения к пациенту, а только травмировать его психику. Процесс постановки диагноза начинается с клинического обследования. Вот его этапы: беседа с больным и выяснение его жалоб, история заболевания (начало, развитие, обострения), история жизни пациента (здесь важно все, начиная с даты рождения и кончая настоящим социальным статусом, обстановкой в семье, профессией и особенностями работы в занимаемой должности). После этого начинается непосредственное клиничское обследование пациента: осмотр, пальпация (прощупывание), перкуссия (простукивание), аускультация (прослушивание).  Именно по такой схеме и следует излагать свои проблемы, обращаясь за заочной консультацией. Уже после беседы с больным и его осмотра врачу ясен рабочий диагноз. Данными дополнительных методов исследований он только уточняет его, детализирует или исключает определенные моменты, но никогда по одним этим данным диагноз не ставится. В отрыве от клинических данных они вообще ничего не значат. Одним словом, если болезнь ничем себя не проявляет, то ее существование так же сомнительное. Мне приходилось достаточно часто иметь дело с  такими пациентами, которые о своем заболевании узнали по результатам дополнительных исследований. Яркий пример: при УЗИ печени случайно найдена в печени гемангиома небольших размеров. Тут же следует стандартная рекомендация: операция!. Но болезни нет, находка то случайная! Врач прав, но только формально, а не по сути.  Между тем, пациент подвергается очень сложной, кровавой операции, часто заканчивающейся осложнениями, приводящими пациента к инвалидности и бесконечным страданиям. Таких пациентов я знал лично. До операции они были совершенно здоровыми людьми. Вы можете мне привести примеры обратного плана, когда заболевание установлено исключительно благодаря дополнительным методам исследования. Но позвольте с вами не согласиться! Просто, в такой ситуации никто не занимался тщательным клиническим исследованием (оно последнее время стало не модным, а если честно, то врачи все меньше и меньше владеют его приемами).


Дополнительная информация о проверке собственного здоровья здесь 



                                                                                                                                                                                                                                                                              Сказать спасибо